Carpet embroidery
Кружок «Ковровая вышивка»
Руководитель кружка: Ибраева К.М.
Пояснительная записка
Концепция модернизации системы образования рассматривает дополнительное образование, как неотъемлемую часть общего образования, выполняющую не только функцию расширения возможностей основного образования, но, прежде всего, удовлетворения индивидуальных образовательных и социокультурных потребностей детей и родителей.
Программа «Ковровая вышивка» ориентирована на детей 12-16 лет и составлена с учетом особенностей подросткового возраста: повышенный интерес к различным видам деятельности, повышенная познавательная и творческая активность, стремление овладеть различными профессиональными умениями.
Первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых и личностных качеств подростка. Декоративно - прикладное искусство, как один из видов трудового воспитания, дает детям возможность не только приобрести различные ремесленные навыки, но и возможность самоутвердиться и самореализоваться через творческий процесс.
Ковровая вышивка, один из видов ковроделия, является частью декоративно-прикладного искусства. Искусство ковроделия ценилось всегда. Особую ценность представляли ковры, сделанные вручную. Первые сведения о коврах относятся к V веку до н.э. Дошедшие до нас из глубины веков ковровые изделия, являются наследием богатой древней традиции, мировой художественной культуры.
Актуальность - в процессе обучения дети постепенно от простого к сложному осваивают азы ткачества, учатся не только копировать, работая по готовому образцу, но и создавать собственные композиции, применяя знания по основам композиции и цветоведению.
Новизна - освоение техники позволяет приобрести навыки в ткачестве, а также способствует формированию художественного вкуса и развитию творческой фантазии учащихся.
Отличительные особенности программы – в процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в календарно - тематическое планирование, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно - тематических композиций. Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки, что способствует эмоциональному развитию детей.
Цель программы: создание необходимых условий для развития творческих способностей детей, посредством приобщения их к ковроткачеству – одному из видов декоративно-прикладного творчества.
Программа позволяет решить следующие задачи:
Обучающие:
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать у них практические навыки и умения;
Развивающие:
1.приобщить детей и подростков к народному искусству;
2.реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Воспитывающие:
1.воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
2.формировать у детей соответствующую социальную позицию.
Возраст обучающихся
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего школьного возраста. Охватывает детей в возрасте от 12 до16лет. Количество детей в группе 5-10 человек, в связи с тем, что обучающиеся должны постоянно находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие предметы. На занятия допускаются все желающие с разными способностями и с первичными навыками.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения по программе «Ковровая вышивка» учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями.
Могут знать:
- основные сведения о ручном ковроделии
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- элементы и мотивы геометрических, растительных и животных орнаментов, простые типовые композиции;
- материалы, инструменты, приспособления, применяемые для изготовления в технике “ковровой вышивки”;
- основные приемы ковровой вышивки;
- правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места;
Могут уметь:
- делать зарисовки геометрических, растительных и симметричных
орнаментов;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов на изделиях;
- владеть инструментом для изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”;
- самостоятельно разрабатывать
композиции для изделий;
·организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.